- Скрижали
- под Скрижалями разумеются каменные доски, на которых самим Богом начертаны были заповеди закона. Призывая Моисея на гору для получения сих скрижалей, Господь сказал: "Взойди ко Мне на гору, и будь там, дам тебе скрижали каменные и закон и заповеди". Предание Раввинов разделяет слова эти и дает им такой смысл: под скрижалями дает разуметь 10 заповедей, под законом книги Моисеевы, а под заповедями Мишну и Гемару, которые, взятые вместе, составляют Талмуд, заключающий в себе все изустное предание Иудейское. Но приведенные слова Писания не дают такого смысла, а дают разуметь под ними, во-первых, те скрижали, на которых самим Богом начертаны были заповеди закона, изреченного Им на Синае, и потом все законы и постановления, полученные Моисеем от Бога, которые потом изложены были им в письменах и преданы левитам, для хранения (Втор. 31, 9 - 13. 24 - 26). Таким образом Скрижали Закона собственно означают нравственный Закон Божий, сокращенно предложенный Богом в 10-ти заповедях. В переносном смысле они означают сердце человеческое (Притч. 3, 3. 7, 3) и, с одной стороны, служат внешним выражением того закона, который вложен в нас Богом при самом сотворении (Римл. 2, 14 - 15), а с другой служат прообразом другого, высшего и совершеннейшего служения Богу, служения Нового Завета, не внешней, мертвой буквы, но духа жизни и благодати (2 Кор. 3, 3. Евр. 8, 10 - 12; сн. Zell. 2. р. 552).
Полный православный богословский энциклопедический словарь. В двух томах. - Спб.: Изд-во П. П. Сойкина. П. П. Сойкин. 1913.